Приглашаем к
СОТРУДНИЧЕСТВУ!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

ПСИХОСОМАТИКА или ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ НЕРВОВ?

Мы часто слышим: «Все болезни от нервов». Какие это болезни? Как это происходит? Почему? Давайте разбираться!
Тема нашего обсуждения «ПСИХОСОМАТИКА». Сегодня мы узнаем мнение врачей и психологов по этому вопросу!

Психосоматика - направление психологии, психиатрии и медицины, изучающее влияние психологических факторов на возникновение соматических (медицинских) заболеваний. В переводе с греческого психосоматика - это связь души (psyche - душа) и тела (soma - тело).
Раньше к психосоматическим заболеваниям (большую и первичную роль в которых играют психологические проблемы) в первую очередь относили: гипертонию, астму, нейродермиты, язвенную болезнь, диабет, мигрень, тиреотоксикоз, артриты. В настоящее время, этот список значительно расширился (более 100 заболеваний).

Предлагаем Вашему вниманию интервью известных врачей и специалистов-психологов на эту тему.

В нашем обсуждении принимают участие:

Евдокименко Павел Валерьевич - практикующий врач-ревматолог, автор книг: "Остеохондроз - мифы и реальность", "Артроз. Артрит. Пособие для больных", "Боль в спине. Пособие для больных", "Боль в руках. Пособие для больных", "Боль в ногах. Пособие для больных". А также автор ряда статей в журналах «Добрые советы», «Мир здоровья», «Ваш ребенок», «Легкая атлетика» и др. Доктор Евдокименко является ведущим программы «Ваше здоровье» на радио «Русская служба новостей», г. Москва.

Бовина Наталья Андреевна - врач 1 категории акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, г. Москва.

Щербатых Юрий Викторович - профессор психологии ВФ МГЭИ, доктор биологических наук, г. Воронеж.

Овчинникова Светлана Викторовна - врач-психиатр, врач-психотерапевт, психолог-психоаналитик, г. Екатеринбург.

Несвитский Антон Михайлович - психолог, психотерапевт, г. Санкт-Петербург.

ВОПРОС: Насколько часто в своей практике Вы сталкиваетесь с тем, что к Вам приходит пациент с соматическими проблемами, причина которых имеет психологические корни?

Евдокименко Павел Валерьевич

Как минимум, 50-70% болезней имеет в своей основе психологическую подоплеку.

Бовина Наталья Андреевна

В последнее время проблемы со здоровьем больше обусловлены именно измененным психологическим статусом. С каждым годом растет % психосоматических заболеваний.

Юрий Викторович Щербатых

Те или иные "соматические" заболевания почти всегда имеются у людей, обращающихся к психологу - проблемы с сердцем, гипертония или вегето-сосудистая дистония, различные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли и т.д. Труднее определить, природу этих нарушений, так как у психолога нет для этого объективных данных, да и не его это дело - собирать анализы и анамнез. Все, что он может (и должен)  - это "отмотать назад картину жизни клиента" и сопоставить обострения его болезней с кризисами личной жизни. И тогда у человека нередко возникает осознание не просто того, что "все болезни от нервов", а того, что соматическое и психическое здоровье человека - вещь единая, и мы можем и должны контролировать его своими мыслями, установками и делами.

Овчинникова Светлана Викторовна

Мне кажется, в течение последнего года таких пациентов стало обращаться больше, чем раньше. Как правило, они приходят после длительного «хождения по врачам».

Антон Михайлович Несвитский

На мой взгляд, достаточно часто. Вообще, если вдуматься, любая соматическая проблема имеет те или иные психологические корни. Но к психологу, как правило,  приходят только те пациенты, которым традиционная медицина не смогла помочь. Кроме того, решая проблемы психоэмоционального свойства, я всегда осведомляюсь о состоянии здоровья человека, о наличии у него тех или иных заболеваний, и практически всегда вижу связь между тем и другим. Как правило, при успешном решении психоэмоциональных проблем, симптомы соматических заболеваний как минимум ослабевают, а в некоторых случаях проходят совсем.

ВОПРОС: Как Вы думаете, насколько часто наши врачи понимают это и рекомендуют пациентам в таких случаях обратиться за психологической помощью?

Евдокименко Павел Валерьевич

В лучшем случае треть врачей имеют время и желание досконально разбираться с проблемами пациента, и уж совсем редко пытаются помочь и понять, в чем психологическая проблема недуга.

Бовина Наталья Андреевна

К сожалению, не так часто обращают внимание на душевное состояние пациента. Больше на проявления его болезни, чем на психику.

Юрий Викторович Щербатых

Редко, потому, что у узких специалистов глаз и мозг "заточен" на их сферу, а у широких специалистов (типа участкового терапевта или педиатра) нет ни времени, ни мотивации влезать в душу человека и искать там истоки его болезней. С другой стороны, направление к психиатру может вызвать у больного неадекватную реакцию, так что у наших врачей положение сложное.

Овчинникова Светлана Викторовна

Врачи не всегда сразу распознают психологические причины соматических заболеваний. Обычно они начинают обследовать пациента (и это правильно), не находят серьезных отклонений, пытаются лечить и, лишь не достигая от лечения ожидаемого результата, понимают, что, возможно, причина болезни имеет психологические корни.

Антон Михайлович Несвитский

Увы, приходится признать, что редко. Но мне доводилось работать с несколькими врачами, которые эту связь видели и понимали, более того, сами могли дать первичные рекомендации из области психологии и делали это грамотно и правильно. Думаю, врачей, понимающих данную взаимосвязь, становится все больше.

ВОПРОС: Как Вы считаете, все болезни могут иметь психологическую причину? Можно выделить какие-то заболевания, которые часто имеют такие корни?

Евдокименко Павел Валерьевич

Для ответов на эти вопросы лучше обратиться к моей книге.

Бовина Наталья Андреевна

Да. Практически все акушерские и гинекологические заболевания.

Юрий Викторович Щербатых

Набор таких классических психосоматических заболеваний общеизвестен, однако за последние время наука вносит свои коррективы. Так, недавно было установлено, что помимо психологических стрессов причиной язвы желудка могут быть особые бактерии, живущие у человека в качестве сапрофитной флоры. Другое дело - почему, у одних людей они не вызывают разрушения желудочной стенки, а у других - провоцируют язву. Здесь явно не обходится психосоматических влияний. Ну, а что касается первой части вопроса, то ответ будет положительным, так как нервная система человека прямо или косвенно управляет ВСЕМИ процессами в организме, а психика - есть высшая форма жизнедеятельности нервной системы.

Овчинникова Светлана Викторовна

Наиболее частые болезни, имеющие психосоматическую природу:

- гипертония;
- инфаркт миокарда;
- бронхиальная астма;
- нейродермит;
- экзема;
- сахарный диабет;
- болезни суставов;
- остеохондроз.

Но в целом, любая болезнь может явиться ответом на психологическую проблему. Например, мама, вынужденная оставить маленького ребенка с чужим человеком, выходя из дома, падает и ломает руку. Или вирусная инфекция перед выходом на работу из отпуска. В обоих примерах болезнь символизирует протест человека против каких-то вынужденных действий и позволяет избежать их на какое-то время.

Антон Михайлович Несвитский

Абсолютно все. Без исключений. Даже наследственные болезни ребенка имеют корни в психологическом состоянии родителей во время беременности и родов, но это уже отдельная тема. Что касается приобретенных заболеваний, есть просто те, в которых связь менее очевидна (более сложно вскрывается) и те, в которых она буквально бросается в глаза (и как следствие довольно быстро и эффективно лечится средствами психологии). К таким заболеваниям я могу отнести практически все сердечно-сосудистые заболевания, заболевания репродуктивных органов и у мужчин и у женщин, заболевания ЖКТ.

ВОПРОС: Почему наши соотечественники с соматическими проблемами не часто прибегают к психологической помощи?

Евдокименко Павел Валерьевич

Потому что у нас обращаться за психологической помощью «неприлично» и не принято. «Что я псих что ли, ходить по психологам?» - такова основная реакция на предложение обратиться к помощи психолога.

Бовина Наталья Андреевна

Неготовность к пониманию проблемы, нехватка времени на приеме, нежелание поиска причины заболевания.

Юрий Викторович Щербатых

От незнания, от боязни попасть на учет к психиатру, от медицинской неграмотности наших психологов. К сожалению, во многих ВУЗах курсы физиологии ЦНС, физиологии ВНД, нейрофармакологии и других "околомедицинских" дисциплин не считаются главными при подготовке будущих психологов, да и программы их требуют существенной переработки - если мы хотим готовить специалистов, понимающих механизмы психосоматических взаимодействий.

Овчинникова Светлана Викторовна

На мой взгляд, здесь еще играют роль стереотипы о том, что обращаться к психологу или психотерапевту стыдно, потому, что если об этом узнают, подумают «что я - псих». Поэтому для многих людей более престижно лечиться у кардиолога, чем у психолога. К счастью, в настоящее время меняется отношение людей к своему душевному здоровью и эти предубеждения постепенно (но очень медленно) уходят в прошлое.

Антон Михайлович Несвитский

Думаю, все дело в недостатке информации. Традиционная медицина на протяжении многих лет являлась официальной, и как следствие - широко пропагандируемой даже на государственном уровне. Лечение же заболеваний средствами психологии до сих пор в сознании массы наших соотечественников стоит где-то на уровне обращения к  целителям или последователям восточной медицины. А к ним сформировано отношение «верю-не верю», потому что никакой официальной точки зрения на сей счет в нашей стране до сих пор не существует (хотя лечение нередко бывает эффективным). И как следствие - люди просто не знают, что психологическая помощь при соматических заболеваниях - совершенно реальная и научно оправданная вещь.

ВОПРОС: Сейчас очень актуальна проблема бесплодия. Наталья Андреевна, скажите, пожалуйста, как часто женщинам с таким диагнозом, необходима психологическая помощь?

Бовина Наталья Андреевна

Практически каждой женщине. Желательно в программу исследования по бесплодию включить консультирование семейной пары психологом.

Материал взят с сайта Планета Психологии